-
Немного о самом термине GOTHIC (иногда упомянуть про это бывает не лишним):’, ‘Немного о самом термине GOTHIC (иногда упомянуть про это бывает не лишним):Термин Goth отсылает нас к индо-европейским племенам. Племена готов медленно интегрировались в котел Европы, постепенно растворившись в нем. Немцы считаются народом в наибольшей степени унаследовавшим черты этих самых готов. Готика как стиль проявляется в конце XII века. Предпосылками же для появления этого стиля явилась общая урбанизация Европы. А также культурный импорт – после крестовых походов Европу наводняют элементы культуры Византии, Древней Греции и Арабского мира. По сути готик, как термин, здесь понимался буквально – как слово варварский. Такое название было дано за непропорциональное, грубое, варварское совмещение романского (как базисного для того времени стиля) и восточного (арабского) стилей архитектуры. Однако само слово gothic впервые зафиксировано в общем употреблении в 1611 году, подчеркивая нецивилизованность и отсутствие вкуса. Люди же, которые строили готические храмы, никогда не использовали это название. Взяв это слово на вооружение, готик расценивался одними как синоним слову мрачный, другими же подразумевалась эклектичность, соединение разнообразных стилей. Как мы могли наблюдать, и то, и другое не расходится с тем, что мы называем словом GOTHIC.I. SCENE 1. GOTHIC MOVEMENTНа дворе самый конец 70-х или начало 80-х (это как вам угодно), улицы Великобритании кишат обманутыми панками, чьи мечтания о Великой панк революции были быстро развеяны отменной коммерциализацией всего этого чудо-движения. Вот так, в один прекрасный момент все взяло и рухнуло к чертям собачьим. Но обратной дороги не было, ибо общество привыкло (за этот короткий срок) смотреть на субъектов этой культуры как на врагов (опять же никто не предполагал, что все кончится за каких то три года. А имидж \\\”цветка в помойной куче\\\” создавался так старательно и так упорно, как раз все эти 3-4 года. Так что реальная почва для появления пессимистических настроений.) В этот самый момент на базе вышеупомянутого ирокезоголового безобразия появляется indie-сцена, одним из первых продуктов которого стала gothic-сцена. В появлении термина gothic в музыкальном обращении повинны ошалевшие журналисты британской музыкальной индустрии. Хочешь хорошо продавать – делай красивую этикетку. Особенно на поприще популяризации этой наклейки отличились издания New Musical Express и Sounds, которые использовали новое название для описания разновидности музыки. Однако нашлись и те, для кого такая музыка стала основой образа их жизни. Жизненный опыт и подозрительные интересы этих личностей таинственным образом слились в единое целое, и миру явилось нечто, названное GOTHIC. New Musical Express и Sounds, предположительно, подрезали вышеупомянутый термин у Siouxsie Sioux, который, та в свою очередь, использовала для обозначения своего саунда. Но чуть раньше это название употребил Anthony Wilson (в дальнейшем директор известного манчестерского инди-лэйбла Factory) применительно к Joy Division (кстати, являясь их менеджером по совместительству). Так в 1978 году во время одного из телеэфиров ВВС он думал с помощью этого термина создать противопоставление музыки своих подопечных существующему поп-мэйнстриму. Думал, думал, и в какой то момент на него снизошло озарение (ну, я так думаю, вы знаете кАк это бывает) и Joy Division были названы gothic группой. Наверное, Joy Division не совсем то, что мы сейчас привыкли называть Goth, но вполне возможно, что именно они ближе всего находятся к истокам этого направления. После появления сингла \\\”Bela Lugosi\\\’s Dead\\\” Bauhaus, в 1979 году от поп-журналистов просто не было отбоя, и они лепили термин Gothic на большинство групп ранних 80-х, или для обозначения групп с грубым сырым звуком подобному ранним Siouxsie & The Banshees (и такие оценки , отнюдь, не были показателем качества этих музыкантов). В большинстве своем, их интерес не уходил дальше внешности исполнителей. The (Southern Death) Cult были первыми в числе тех групп, кто носил много черного, много серебра, жгучие черные волосы, как у Banshees, и make-up – короче, то что так долго продолжает считаться \\\”униформой\\\” готов. Чуть позже это же название получают Sisters Of Mercy. А когда Wayne Hussey ушел из Sisters Of Mercy и создал The Mission, он тоже взял себе название этого же стиля, несмотря на то что играли другую музыку. В конце концов, Fields Of The Nephilim сознательно (возможно) назвали свой стиль gothic , хотя выглядели и звучали по другому.Окончательная база для готик сцены была подведена в 90-х годах системой гот клубов, самым известным из которых является английский \\\”Batcave\\\”.Огромная масса параллелей проводится между современной готик-сценой и декадентской эстетикой арт-направлений XIX века. Появление этих явлений обусловлено кризисом конца эпох. Сравните деятельность Прерафаэлитов, Парнасцев и, скажем, появление первых готик-групп – все это период 80- 90 х конца каждого столетия. Движение символистов и эстетов как протест против классицизма и противопоставления своего творчества поэтам-викторианцам. Готик-волна – что-то вроде ответного удара по радостному мэйнстриму и рутине конца 70-х и противопоставление панку. И лирика движения XIX века, и лирика движения XX века питает свои корни в романтизме. Совсем не удивительно, что поэтика многих готик коллективов тождественна своим столетним предшественникам. Музыка Joy Division, Sisters и Bauhaus была наполнена яростью и подчас даже ненавистью, и не всегда эта ненависть и энергия была обращена во внутрь себя. Музыка, как правило, часто сопровождалась интроспективными текстами. Многие из новых последователей гот-культуры также любили вдаваться в самоанализ. Тексты многих из них изобиловали символами, и их авторы полагали что слушателям необходимо испытать галлюцинации значений от их восприятия. И абсолютно не удивительно, что работы Ш. Бодлера, Готье или того же Суинберна возродились в новом качестве. Своеобразная новая модификация одного и того же типа мышления. Кого-то термин gothic сбил с толку и они стали полагать, что он каким-то образом связан с возрождением Викторианской Готики и готическими ужасами. А так как их оказалось достаточное количество, это произошло на самом деле. Одна из тех причин по которой готик-сцену стали мешать с метал сценой. Первое поколение достаточно ревниво относилось к своей субкультуре, оно негодовало по поводу того, что второе и третье поколения готов считали тенденции современной готик-сцены именно тем, что и называется GOTH. Для \\\”новых\\\” это значит носить одежду чернее черного с множеством серебра, и быть бледными как смерть. Но так же как и их старшие собратья они избегают грубой коммерциализации и мэйнстрима – в первую очередь gothic-сцена это indie-движение.2. PROTO-GOTHICНе открытие, что трамплином для gothic-направления стали некоторые работы английских панк-групп, начинавших свою музыкальную карьеру в середине 70-х. В то время сам панк находился в агонических конвульсиях, и даже культовые, к тому времени, панк-группы производили уже не punk rock, а то, что сейчас принято называть post punk. Так что эксперименты с новым звучанием можно, в каком то смысле, трактовать как отчайные попытки выхода из кризиса. Если упомянуть gothic rock (к чему бы это?), то по сути это и есть post punk (если учесть музыкальные стандарты), чей фундамент был заложен в самом конце 70-х. Здесь опять же можно упомянуть поэтов викторианцев XIX века, находившихся в кризисе, и кризис панк-движения (тоже конец века, конец десятилетия). Такие группы как Adam & The Ants, The Damned, The Siouxsie & The Banshees, U.K. Decay и Joy Division благодаря своему необычному саунду вышли из категории типичных панк-исполнителей и определили стандарты звучания для будущих gothic- бэндов, как минимум, на ближайшие 5 лет. Их гитарный саунд имел уже не такой примитивный дисторшновый звук. Большое значение уделялось работе над саундом и именно в этот период появился фирменный готический упор на ритм-секцию с хорошо акцентированным басом (The Siouxsie & The Banshees, Joy Division). Здесь же были приобретены и типичные глухие барабанные \\\”рисунки\\\” , то что называется в том-бас, очень напоминающие игру шаманов на своих ритуальных тамтамах. Adam & The Ants, U.K. Decay во многом предопределили как будут звучать ударные у будущих готов. Не упомянуть о лирике вышеупомянутых коллективов было бы несправедливо. Их тексты имели ярко выраженный декадентский, депрессивный и мрачный характер. К примеру, вокалист The Stranglers, Hugh Cornwell совместно с Robert\\\’oм Williams\\\’oм в тот период записали альбом \\\”Nosferatu\\\” – саундтрэк к так и невышедшему фильму. И кстати, о вампирах – в каком то смысле на тот момент был сформирован и имидж будущих готов – вампирский стиль The Damned. Работы этих групп, частично реализованные уже после вышедшего сингла Bauhaus, так или иначе попадают под характеристику GOTH.Что послушать?JOY DIVISION \\\”Unknown Pleasures\\\”`79, \\\”Closer\\\”`80; THE DAMNED \\\”The Black Album\\\”`80; HUGH CORNWELL & ROBERT WILLIAMS \\\”Nosferatu\\\”`79; SIOUXSIE & THE BANSHEES \\\”Kaleidoscope\\\”`80; ADAM & THE ANTS \\\”King Of The Wild Frontier\\\”`80.3. MISCELLANEOUS GOTHIC (GOTHIC ROCK- Первая и Вторая Волна)Gothic, как направление формировался на протяжении всего десятилетия 80-х. Обычно это время условно принято делить на два отрезка – первая волна и вторая волна. Два отрезка, в каждый период которого ( 80-85 и 86-89) формировалось звучание gothic rock коллективов, звучавших абсолютно отлично друг от друга.3.1. ORIGINAL GOTHIC-ROCK (First Wave)Официальный отсчет истории готик-рока начался, как это принято считать \\\”экспертами\\\”, с выхода сингла Bauhaus \\\”Bela Lugosi\\\’s Dead\\\”, реализованного на 4АD Records в 1979 году. Как правило, все группы того периода имели пост-панковое звучание с ярко выраженным акцентом на ритм-секцию, своеобразный фундамент на котором строился весь саунд готик-рока. На протяжении первой половины 80-х саунд готик групп первой волны формировали лэйблы Beggars Banquet и 4AD, активно внедрявшиe на авансцену мрачный атмосферный звук. Целый ряд коллективов, подопечных этих студий (Bauhaus, The (Southern Death) Cult, Gene Loves Jesebel, Cocteau Twins (ранние), X-Mal Deutschland), стал своеобразным шаблоном для будущих представителей готик-сцены. Это было know-how, взятое на вооружение у прото-готик поколения. По сему абсолютно не удивительно, что в прессе или катологах рекордс-фирм первые готические коллективы обозначены как пост-панк. Но в данном случае речь идет не о пост-панках, а первых готах, у которых появились те характерные признаки по которым мы и сейчас судим об этой сцене. Как и сам, оригинальный, термин готик, так и направление готик в музыке изначально проявило себя своеобразным синонимом слова эклектика, как синтез различных музыкальных направлений. Имидж и театральные костюмы характерные для глэм-рока. Звук, который вобрал в себя эффекты психоделической волны, отточенность техно-рока, торжественность и энергию панк-рока. Как описать звучание групп того периода? Описывать размер или используемые примочки? По меньшей мере это было бы нелепо. Хотя справедливо было бы упомянуть, что звук в целом приобрел атмосферность (Bauhaus, Siouxsie & The Banshees, Gene Loves Jesebel). Гитарный саунд стал более жестким и техничным, но от панка остался упор на гитарные риффы (Play Dead, Red Lorry Yellow Lorry). Бас-гитара почти везде доминирующий инструмент, который хорошо прослушивается и создает ощущение той самой фундаментальности, благодаря которой и был создан рафинированный готик-саунд (Joy Division иногда звучали как типичнейший goth, несмотря на то, что это не совсем подходит под определение того что мы сейчас называем готик-рок). Сюда же можно отнести Christian Death и Specimen. У групп того периода проявились и типичные ударные фишки, отчасти заимствованные у Adam & The Ants и U.K. Decay. Особый упор на глухой (в альты) звук отчетливо проявился у Sex Gang Children, The (Southern Death) Cult в какой то мере и у X-Mal Deutschland. Отдельно стоит выделить, что в этот период начинают использовать drum-машины вместо живых ударных (Sisters Of Mercy, The March Violets, Red Lorry Yellow Lorry), что в начале 90-х будет aктивно использоваться превалирующим большинством готик-коллективов нового поколения, это своеобразная визитка для готик-рока .Что послушать?BAUHAUS \\\”1979-1983\\\”`84; PLAY DEAD \\\”The First Flowers\\\”`81-84; THE CULT \\\”Dreamtime\\\”`84; SIOUXSIE & THE BANSHEES \\\”A Kiss In The Dream House\\\”`82; THE SISTERS OF MERCY \\\”Some Girls Wonder By Mistake\\\”`80-83; THE MARCH VIOLETS \\\”Botanic Verses\\\” `81-84; SPECIMEN \\\”Batastrophe\\\”`83; GENE LOVES JESEBEL \\\”Promise\\\”`83; X-MAL DEUTSCHLAND \\\”Fetish\\\”`833.2. GOTHIC ROCK – Second WaveОбъединяющим звеном между первым и вторым поколениями готик-сцены была мрачная, романтичная поэтика характерная для всех представителей этого стиля, что в дальнейшем останется неотъемлемой частью и для других жанров goth-сцены. Хотя для коллективов второй волны проявилось и еще одно направление – у появившихся в середине 80-х Fields Of The Nephilim ярко выделялась horror эстетика перекликавшаяся с литератуными произведениями H.P. Lovecraft\\\’a. (Fields Of The Nephilim получили открытую неприязнь готов \\\”первого\\\” поколения, удивляясь почему эти горе-музыканты обозначены как GOTH. Тем не менее, Mc Coy &Co доказали свое право на этот лэйбл своей оригинальностью и талантом. Сегодня их музыка является одним из эталонов готик-рока). Музыка \\\”второй волны\\\” тоже претерпела существенные изменения. Во-первых, коренным образом изменяется гитарный саунд. На первый план выходят не жесткие гитарные риффы, а так называемый пассажный подчерк (The Mission, Fields Of The Nephilim) – это непременно чистый атмосферный (или акустический) гитарный звук на фоне жестких риффов. Акустическая гитара плотно окапывается в gothic-саунде середины 80-х. Можно сказать, что звук стал более прозрачным (опять же став неким шаблоном на будущие 10 лет для этого стиля), получив глубину и эту самую прозрачность благодаря использованию новой аппаратуры. Однако в саунде групп и \\\”первой\\\”, и \\\”второй волн\\\” по прежнему остался ярко выраженный бас. Во-вторых, упоминая состояние ритм-секции, стоит добавить, что сократилось использование вышеупомянутого глухого ударного саунда, характерного для первых гот-групп. Он стал чище и заметно ускорился. Многие коллективы активно начинают использовать женский back-вокал. Отдельно стоит отметить All About Eve – как первую ярко выраженную female gothic группу, с характерным саундом отпечатовшимся на многих современных готик проектах.Что послушать?KILLING JOKE \\\”Night Time\\\”`85; FIELDS OF THE NEPHILIM \\\”Dawnrazor\\\”`87; THE MISSION \\\”The First Chapter\\\”`86; ALL ABOUT EVE \\\”All About Eve\\\”`88; SKELETAL FAMILY \\\”Futile Combat\\\”`85.4. NEW GOTHGothic rock формировался в течении целого десятилетия, и, как правило, современные группы выросли на том наследии, которое создавалось в течении предыдущих 10 лет. Увы, но создать что то принципиально новое, отличное от того, что было сделано их предшественниками, удалось не многим. Это или группы а\\\’ля Sisters, или Fields, или делающие свою музыку в формате ранних готик-групп, но с современным звуком. Так или иначе, это готик базирующийся на классическом раннем готик-роке. Несмотря на все, существует часть некоторых групп, которым удалось, взяв на вооружение наследие предков, привнести в готик свой шарм, талант и уникальность. Безусловно, здесь сказалось пресловутое торжество НТП, пополнив арсенал сегодняшних групп новейшей аппаратурой, что не могло не отразиться на их звучании и, пожалуй, количестве тоже. Группы 90-х звучат более объемно и жестче. Настоящими новаторами современного гот-стиля стали те, кому удачно удалось объединить уже существующий готик и современные музыкальные стили 90-х (такие как industrial, wall of sound, synth-pop). Одним из таких ярких примеров могли бы быть англичане Rosetta Stone – общепризнанные новаторы современной готик-сцены, взявшие что-то от Sisters и Mission, но помимо этого нашедшего свой полуэлектронный звук (в дальнейшем и вовсе сменив его на индустриальный) и достаточно сильно увеличившие темп. Высокая скорость это один из основных признаков характерных для новых готик коллективов. Оставив при этом присутствующую во всем готик-роке динамику. Некоторые группы постоянно экспериментируют с своим саундом в попытках нащупать что то свое, к примеру Sunshine Blind, чей шумовой саунд порой можно сравнить с Jesus & Mary Chain или My Bloody Valentine. Огромная часть английских групп используют драм-машины, которые условно за это у нас получили лэйбл BRIT GOTH (Die Laughing, Nosferatu, Children On Stun, Vendemmian, Inkubus Sukkubus) – то ли это дань традиции, привязка к классическому саунду 80-х (Sisters, March Violets), то ли отсутствие желания работать с живым драммером. Несмотря на все, многие по прежнему продолжают гнуть линию классического готик-рока формата 80-х годов.Что послушать?ROSETTA STONE \\\”An Eye For The Main Chance\\\”`92; LOVE LIKE BLOOD \\\”An Irony Of Fate\\\”`92; LONDON AFTER MIDNIGHT \\\”Selected Scenes From The End Of The World\\\”`95; DIE LAUGHING \\\”Glamour & Suicide\\\”`95; TWO WITCHES \\\”Bites\\\”`95; SUNSHINE BLIND \\\”Love The Sky To Death\\\”`95; SWITCHBLADE SYMPHONY \\\”Serpentine Gallery\\\”`96.5. GOTHIC METALНачало 90-х примечательно тем, что термин gothic активно стали использовать применительно к группам, исполняющих doom metal, что сыграло плохую шутку с существующей готик-сценой, став профанацией сформированного за 10 лет понятия GOTHIC (много doom-коллективов в течении 90-х действительно съехали с безмозглого \\\”железа\\\” до исполнения поп-готик-рока). Хотя музыка многих gothic metal групп очень похожа на doom metal, между этими двумя стилями есть различия. Пионерами этого жанра готик-сцены стали англичане Creaming Jesus, которые стали звучать намного жестче своих готических предков.Итак, готик-метал успешно можно представить как утяжеленную версию готик-рока второй половины 80-х. Он не имеет таких сложных композиционных конструкций как в doom metal, все проще и органичнее. В gothic metal почти отсутствует брутальный мужской вокал и \\\”сахарный\\\” женский бэкинг. Жесткие гитарные риффы по сути остались от готик рока, зазвучав тяжелее скорее из-за смены гитарной обработки, чем манеры игры. Они звучат размеренно, и не доминирующе. Здесь название gothic metal обычно дается за отличный от других гот-групп жесткий риффовый гитарный звук, тематика текстов, имидж остается типичным для представителей готик-сцены. Во второй половине 90-х наметилась тенденция среди многих коллективов исполняющих готик-рок к смене своего саунда на более тяжелый – и это стало одним из ярких признаков готик-рока 90-х. В некоторых случаях грань между современным готик-роком и готик-метал едва ощутима.Что послушать?CREAMING JESUS; INTO THE ABYSS \\\”Feathered Snake\\\”`95; LACRIMOSA; DREADFUL SHADOWS \\\”Buried Again\\\”`97; LOVE LIKE BLOOD \\\”Exposure\\\”`95.6. GOTHIC INDUSTRIALЭто один из ярко выраженных кроссовер стилей, появившихся в середине 90-х. Как правило это группы, начинавшие свое творчество с активных экспериментов с электронным и шумовым звучанием. В этом жанре доминирует электронное синтетическое и жесткое звучание, благодаря использованию различных шумовых сэмплов. Надо сказать что сама по себе индустриальная сцена в середине 90-х также имела внутри себя огромное количество жанров. И неудивительно, что слияние этих сцен является наиболее перспективным. Для определения этого стиля была бы очень показательна плеяда групп с английского лэйбла Nightbreed Recordings, таких как Advent Sleep, Seraphim Shock и конечно, Midnight Configuration. У последних четко выявлена ЕВМ окраска (жесткий и четкий синтетический бит) и при этом имидж и эстетика готической субкультуры. Rosetta Stone, знаменитые своими экспериментами с собственным саундом, в середине 90-х полностью сменили его на industrial. Это один из типичных примеров иллюстрирующих тенденцию по синтезу двух сцен – многие гот группы 90-х активно стали сменять свой саунд с классического готика на индустриальный или же экспериментировать со слиянием этих двух направлений (Сorpus Delicti, Children On Stun).Что послушать?ROSETTA STONE \\\”Hiding In Waiting\\\”`96; ADVENT SLEEP \\\”Egos & Eros\\\”`97; MIDNIGHT CONFIGURATION \\\”Funeral Nation\\\”`96; MERLONS \\\”Sinn. Licht\\\”`98.7. DARK ELRECTRO, DARK AMBIENTНаверное, самое open-minded направление, наиболее богатое эксперименталистами. Собственно говоря, это и не gothic вообще. Просто представители данного направления своей музыкой создают настолько мрачную и депрессивную атмосферу, что готы просто не могут пройти мимо. Правильнее будет сказать, что это музыка, которую в где-то в 77-85 годах называли industrial. Выделить какие-то наиболее характерные черты достаточно трудно – эксперименты практически во всех областях шумовой музыки. От мягчайшего эмбиента с этно-мотивами до чуть ли не power noise. Проблемы исследования в работах музыкантов различные – от исследования человека (пределы восприятия, психика, сознание) до иных форм существования. Зачастую музыка носит медитативную или ритуальную окраску. Присутствие текстов совершенно не обязательно. То, что эти люди находятся в постоянном творческом поиске, приводит к путанице – к какой музыкальной стилистике их относить (то пытаются запихнуть в формат dark wave, то в industrial – взять хотя бы работы TMLHBC среднего периода). Основными представителями как-то принято считать коллективы с World Serpent, Cold Meat Industry, Cold Spring Records, Staalplaat, Machinery.Что послушать?NYMPH FAITHEST \\\”Longing For The Otherworld\\\”`97; LES JOYAUX DE LA PRINCESSE \\\”Aux petits Enfants de France\\\”`92; DEUTSCH NEPAL \\\”Deflagration Of Hell\\\”`92; ALAN LAMB \\\”Night Passage\\\”`98; MAEROR TRI \\\”Multiple Personality Disorder\\\”`91; BLACK LUNG \\\”Silent Weapons For Silent Wars\\\”`94; COIL \\\”Musick To Play In The Dark\\\” vol.1`99, vol.2`00; VIDNA OBMANA \\\”The River Of Appearance\\\”`96 .8. SYNTH GOTHIC, ELECTRO GOTH, CYBER GOTHICУ корней этого стиля стояли пионеры гот-волны Alien Sex Fiend, осуществлявшие эксперименты с электронным звуком за много лет до появления индастриал (в его нынешнем понимании) и кибер гота. А.S.F. удалось уже в начале 80-х создать некий прототип synth-готики, чьи ранние произведения не утратили современного звучания, даже сейчас, спустя 15 лет. Звук синт-гота отличался от классического рока по нескольким параметрам. С одной стороны, это оставался готик-рок, сохранивший всю свою торжественность и энергетику, с другой, четко обозначен отход от традиционного готик саунда. Не надо быть особенно искушенным чтобы понять, что основным отличием этого жанра был синтетический звук электронных инструментов. Звук в какой то степени был легче классического гот-рока, но при этом за счет оставшегося гитарного саунда не утратившего жесткости. В 84 году лондонский лэйбл 4AD предложил почтеннейшей публике еще один образец синтетической готики, выпустив релиз Clan Of Xymox \\\”Xymox\\\”, которые удачнейшим образом переплели живой готический саунд и синтез (какой то степени синт-гот того периода оказал большое влияние на будущий dark wave). Многие коллективы балансируют на грани synth goth и ethereal (скажем, Deep Red).Что послушать?ALIEN SEX FIEND \\\”The First Compact Disc\\\”`86; CLAN OF XYMOX \\\”Xymox\\\”`84; INTRA-VENUS \\\”Irreverence\\\”9. ETHEREAL, DREAM POPЖанр готик-направления 90-х, представляющий из себя полностью синтезированную форму. Если о dark wave можно сказать, что он вырисовывался из готик-рока, то об ethereal этого явно не скажешь. Две основные составляющие этого стиля женские эфирные (за что эта музыка и получила этот лейбл) голоса и электронная основа, настоянная на синтезе и сэмплах. Снова будет уместно вспомнить Dead Can Dance, как людей существенно опередивших свое время и определенно не ограничивающиеся какими-то стилевыми рамками. Именно вокал L.Gerard очень характерен для многих современных ethereal-проектов. Так что с середины 80-х (начиная со \\\”Spleen And Ideal\\\”) прослеживается некое влияние D.C.D. на становление ethereal-волны. Наиболее известна своими экспериментальными работами на лейбле World Serpent, Danielle Dax с характерным атмосферным вокалом. Термин ethereal употребляется в критике также для описания женского вокала, который характерен для направления, названного dream pop. Появление dream pop стиля можно также поставить в заслугу лейблу 4AD и их протеже Cocteau Twins, чей лонг-плэй 84 года \\\”Treasure\\\” отлично мог бы проиллюстрировать это звучание. Атмосферный, минорный звук, сохранивший роковые, но не жесткие очертания с большим использованием синтеза и сэмпл-эффектов. Исполнители и того и другого стиля по причине широкого использования электроники часто балансируют на грани между типичным dark wave и ethereal. Озадачивать себя строгой рамкофикацией этих стилей особенно не стоит.Что послушать?ETHEREAL: AURORA SUTRA \\\”The Dimension Gate\\\”`95; EDERA \\\”Ambiguous\\\”`96; STOA \\\”Urthona\\\”`93.DREAM POP: COCTEAU TWINS \\\”Treasure\\\”`84; BREATH OF LIFE \\\”Sweet Party\\\”`97; CHANDEEN \\\”Shaded By The Leaves\\\”`94; OSTIA.10. GOTHIC FOLK, APOCALYPTIC FOLK, ETHNO GOTH, TRIBAL, MEDIEVALGOTHIC FOLK, APOCALYPTIC FOLK. Это музыка представляющая собой неофолк. Фольклор, созданный, или же воссозданный в современных аранжировках, с использованием современных инструментов – своеобразная реинкарнация старого европейского фолка. Однако, под неофолком часто подразумевают музыку, сделанную под влиянием фольклора (The Merlons Of Nehemiah) имеющую роковую основу и оригинальную лирику. Огромную массу проектов с лэйбла World Serpent обычно именуют как apocalyptic folk или dark folk. Обычно это музыка с акустическим саундом, с некоторыми вкраплениями индастриал сэмплов, имеющая меланхоличное или депрессивное настроение (Death In June; Sol Invictus; Current 93; Nurse With Wound). Нередко, что в число фолк коллективов попадают и те группы, которые просто используют элементы народной музыки (The Moon Lay Hidden Beneath a Cloud).ETHNO GOTH, TRIBAL. Отличие понятий этнос и фольклор более заслуживает внимания для дискуссий в работах по социологии, чем здесь. Абсолютно точно, что в музыке это близко стоящие понятия. Как правило под этно подразумевают музыку с элементами восточного, азиатского, африканского фольклора или же стилизации современной музыки под вышеперечисленные категории. Первым и самым известным проектом использующего и экспериментирующего с этно-саундом стали Dead Can Dance. Tribal (племенной) – фактически синоним слова этно, однако эти музыкальные проекты имеют больший уклон в сторону электронного и порой танцевального саунда (Delirium).MEDIEVAL – очень близкая к неофолку музыка. Музыканты исполняющие медивал берут для своей работы или существующую музыку эпохи Средневековья, обновляя свой репертуар за счет фольклорных экспедиций, или же создающие собственные произведения в подобном стиле и на основе средневековых европейских традиций. Неудивительно, что к медивал часто относят музыкантов, не имеющих ничего общего с готической субкультурой – оркестры, исполняющие средневековую музыку. Однако есть и немалая часть проектов, которые не разделяют подобный взгляд на это направление, считая его составляющим гот-сцены.Что послушать?APOCALYPTIC FOLK: CURRENT 93 \\\”Thunder Perfect Mind\\\”`95; SOL INVICTUS \\\”In The Rain\\\”`95.NEOFOLK: SOPOR AETERNUS & THE ENSEMBLE OF SHADOWS \\\”Todeswunsch\\\”`95; THE MERLONS (OF NEHEMIAH) \\\”Naked Water Nature\\\”`96; ATARAXIA \\\”Je fantasma dell`Opera\\\”`96.ETHNO GOTH, TRIBAL: DEAD CAN DANCE \\\”The Serpent\\\’s Egg\\\”`88; DELIRIUM \\\”Karma\\\”. MEDIEVAL: THE ESTAMPIE; SARBAND.11.NEO CLASSICДанное направление имеет достаточно отдаленное отношение к gothic. Разве что строгостью. Это коллективы, исполняющие музыку по классическим канонам. Причем инструменты могут быть как классическими (L\\\’Orchestre Noir), так и современными (Elend). Характерно обилие струнных инструментов со вкраплениями современных (иногда электронных). Особенно на этом поприще преуспел Tony Wakeford (как в составе L\\\’Orchestre Noir, так и сольно). Сюда же часто относят современные коллективы, играющие классическую музыку, иногда и в своей обработке (не имеется в виду Vanessa Mae).Что послушать? L\\\’ORCHESTRE NOIR \\\”Cantos\\\”`97, \\\”11\\\”`98; ELEND \\\”Les Tenebres Du Dehors\\\”`96II. CULTURE1.GOTHIC FASHIONОсознание того, что такое gothic-культура приходит не только от прослушивания музыки или чтения готических романов, но и от того когда видишь ряд живописных личностей, чей внешний вид, порой, заставляет обывателя осенять себя крестным знамением. Для gothic движения понятие \\\”имиджевый\\\” настолько же однозначное, насколько и \\\”мрачный\\\”. Возможно поэтому в отношении одежды готы частенько употребляют термин \\\”униформа\\\”. Gothic-сцена стала прямой наследницей glam-рока, в имиджевом аспекте. И Bauhaus, любившие Marc\\\’a Bolan\\\’a и David\\\’a Bowie (ярких представителей глэм-сцены), и Siouxsie & the Banshees, и The (Southern Death) Cult – активно взяли на вооружение make-up и вообще театральность в целом, что до этого было свойственно только глэму.Имидж goth-сцены во многом сложился благодаря фанатам первых gothic-групп. По прошествию лет многие элементы этого имиджа почти не претерпели никаких изменений – радикально черный цвет от головы до пят; профилированные, гофрированные, выкрашенные обычно в черный цвет волосы, обилие серебряных украшений и make-up холодных оттенков.1.1. ОДЕЖДАЕстественно, что сам готический fashion развивался параллельно самой культуре. Сначала \\\”униформа\\\” могла сочетать в себе классический стиль совмещая в себе или повседневную джисовую одежду, кожанную панковскую упряжь… Но в дальнейшем goth стал проявляться более отчетливо с очевидными индивидуальными чертами. В стиле появляются заимствования из гардероба XIX столетия – костюмы, длинные плащи и пальто… С этого периода получили широкую популярность черные свадебные платья, повсеместное применение получили бархат и кожа, последняя особенно популярна остается у поклонников S&M. Помимо черного цвета используются пурпурный, темно-синий и фиолетовый, раздвигая границы фантазий и в этой области. Немного позднее (начало 90-х) в моду входят элементы одежды эпохи Ренесанса и даже раннего средневековья. Сейчас в Европе существует ряд марок производящих одежду для готов – Xtra-undeground fashion, Black Rose и др.. В качестве повседневной одежды многие готы отдают предпочтение английским фирмам, отчасти таких как MERC, FRED PERRY и LONSDALE. Обувь марок NEW ROCK, DR.MARTENS, SHELLYS.1.2. MAKE UP & HAIRВ отношении прически нет никаких канонов или ограничений. Как правило, чаще всего встречаются люди с радикально черным цветом волос. Но это не отображает общую картину – волосы могут быть выкрашены в фиолетовый, синий, пурпурный или седой. Эти цвета могут быть скомбинированы – окрашенные пряди (часто черный и седой, черный и фиолетовый). Причем, различия в цвете могут наблюдаться не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении. Это могут быть длинные прямые гофрированные волосы, длинные у тех кто, придерживается \\\”вампирско – ведьминского\\\” имиджа, или же прическа средней длины, как у готов начала 80-х, выбритые виски, что по прежнему популярно. Никаких закономерностей нет. В отношении с make up – классический пример Sioux. Бледные лица (чем бледнее тем лучше), подведенные тушью глаза, темная губная помада – все в разной степени подходит для представителей обоих полов. Отдельно стоит отметить фирменный готический аромат – patchouli oil (не такая большая проблема купить в магазинах специализирующихся на торговле благовониями). В принципе, это стандартный \\\”набор\\\”, а все остальное зависит от фантазии и вкуса (последнее наиболее важно).1.3. УКРАШЕНИЯ И АКСЕССУАРЫCеребрянные украшения – еще одна отличительная черта готического гардероба. Серебро, грубо утрируя, готы используют тоннами. Серьги, цепи, ожерелья, браслеты, кулоны, кольца… Как правило все украшения несут в себе какию-либо символику. Среди готов очень популярны католические распятия, анхи, пентакли, руны и фольклорные орнаменты. Один из goth-аксессуаров, часто заменяющий маke up, это черные солнцезащитные очки. Примером тому могут послужить Andrew Eldritch со своими знаменитыми очками в виде сердец и David J, регулярно менявший очки на концертах. Ни тот, ни другой практически не гримировались. Сейчас широкое применение нашли контактные линзы различных цветов и меняющие рисунок зрачка (кошачий глаз, бельмо и т.д.). Как аксессуар, многие готы используют зонты-трости. В качестве аксессуара присутствуют также и резные, урашенные серебром трости.1.4. TATTOO & PIERСINGТатуировки и пирсинг можно трактовать по разному. Можно представлять тату и пирсинг как аспект S&M культуры, черезвычайно популярной у готов. Много людей относятся к тату и пирсингу как к дополнению макияжа (или как к перманентному макияжу). В любом случае это то, что делается на всю жизнь и, в большинстве случаев сознательно. Сегодня, для большинства готов, все вышеперечиленное для их имиджа, занимает одно из самых приоритетных значений.2. GOTHIC CULTURE & DRUGSGoth культура никогда, вопреки общественному мнению, не была (и я надеюсь не будет) нарко-культурой. Готы, которые используют наркотики, приходят к ним также, как и все остальные. Чаще всего по причине любопытства. Gothic во многих аспектах психоделичен и некоторые личности используют свои трипы для создания собственных произведений, расширяя сознание с помощью галлюциногенов. Псилоцибин и LSD то, что в общей своей массе употребляемо готами, иногда используемые для перехода в другое измерение или ритуала, реже для получения обыкновенного удовольствия. Марихуану и гашиш многие не считают наркотиками (употребляются в своей массе повсеместно и не только готами) и не стоят упоминания. Extasy популярен как стимулятор на клубных вечеринках ( впрочем также как и на всех вечеринках). Cтоит добавить про популярный некогда абсент, который был признан наркотическим средством и снят со свободной продажи (в последнее время, в России он продается чуть-ли не в каждой разливочной). Крайне сложно припомнить практику с употребления опиатной группы наркотиков в готик-сцене, хотя многии готические писатели XIX века баловались онным, что, на наш взгляд, было вызванно отсутствием LSD и прочих психоделиков. В любом случае это личный выбор каждого и ни в коем случае нельзя заявлять, что gothic-культура подталкивает людей к употреблению различного дерьма. Причины по которым некоторые личности начинают эксперементы с наркотиками более подходят для описания в работах по психологии или социологии, нежели здесь.3. РЕЛИГИЯГотическая сцена охватывает все религии и их разновидности. Многие готы атеисты, но не факт, что все относятся к таковым. К примеру, среди английских и американских готов очень много викканов (неоязычников), которые представлены различными музыкальными проектами, и если таких не подавляющее большинство, то очень, очень много. Немного меньше в этой среде спиритуалистов нью эйдж и членов других религиозных групп. Здесь также отдельно можно было бы выделить goth-христиан. В основном же готик сцена не имеет прямой привязки к религии. Несмотря на этот факт, goth-культура имеет репутацию культуры сатанистов и извращенцев, или же (как минимум) людей которые своей неприемлемой свободой несут погибель и разрушение – вот так преимущественно думает о нас узколобый обыватель. Готик сцена активно использует религиозные образы во многих песнях. Особенно на этом поприще снискали себе популярность Christian Death (само название не имеет отношения к религии – оно родилось как издевка над известной маркой Cristian Dior). Bauhaus в свое время также сделали несколько трэков с религиозной атмосферой. Sisters Of Mercy имеют квази-религиозное название, но это не более чем ирония. Их музыка демонстрирует отсутствие этой религии, поскольку А. Eldritch больше известен своими текстами на тему политики. Их коллеги по лэйблу, March Violets, напротив, создали себе очень даже эзотерический имидж. The Mission были ярыми \\\’new age\\\’. Сarl McCoy полюбливал обращаться к шаманским традициям и откровенному гностицизму. Религиозные ювелирные украшения очень часто используемая деталь в одежде готов. Все это сильнейшие архетипичные символы, имеющие мощный подсознательный эффект, но во многих случаях это больше предмет фетиша, сатирическая издевка или вообще просто fashion и к религии как таковой практически не имеет никакого отношения.4. ВЕДЬМЫ, ЯЗЫЧНИКИ И НЕОЯЗЫЧНИКИВедьмами готы привычно считают не практикующих черную магию адептов различных древних культов, а последователей неоязыческого направления WICCA- системы вероучений основанных на индоевропейских религиозных знаниях. Это направление активно развивается с 50-х годов ХХ века, и зарекомендовало себя как одна из альтернативных форм религии, имея сегодня огромную массу последователей в Европе и США. Они поклоняются Великой Богине Матери. Основной закон религии гласит: \\\” Делай все что хочешь, не вредя ничему живому. Любовь есть закон, она укажет тебе путь.\\\” Викканы не практикуют черную магию, поскольку верят, что все в этой жизни возращяется увеличиваясь в три раза. Возможно, что есть ведьмы практикующие черную магию, но это вполне могут быть сатанисты. Среди совремменых готов огромнейшее количество язычников также и других направлений. Они собираются в ковены или круги, включающие в себя от 3 до 26 человек. В музыке оные представлены рядом групп языческой сцены (к примеру таких как Inkubus Sukkubus). У нас также активно развивается неоязыческая славянская традиция (во многом схожая со скандинавской традицией), основанная на поклонении пантеону божеств Древней Руси (Перуну, Велесу, Макоши и др.), то есть первоначальной религии славянских народов. Исчерпывающую информацию о зарубежном язычестве и ведьмах можно получить в отличной книге Розмари Эллен Гуили \\\”Энциклопедия Ведьм и Колдовства\\\”, опубликованная на русском в 1998 году издательством Вече. Информацию о славянском язычестве мы планируем публиковать в разделе VANTIT.5. VAMPIRESВампиров напрямую связывают с готик-культурой. (Это стало своеобразным стереотипом и не удивительно, что многие готы от этого не в особом восторге.) Возможно из за того, что они одеваются во все черное и передвигаются преимущественно ночью, возможно из за того, что они ассоциируются с готическими ужасами, возможно еще по каким-либо причинам которых мы не знаем. Народ этот престранный, создает какие-то подозрительные ассоциации и альянсы, и таким образом проводит свое личное время. А кто же вам правду скажет чем они на самом деле занимаются ?6. ГОТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРАОдним из главных факторов, который отличает готическую субкультуру от большинства других молодежных культур, является пристрастие готов к литературе. Что представляет из себя готический роман не так уж сложно узнать в любой энциклопедии. Его основоположником является англичанин Ч.Уоппл, но настоящий размах готик-литература (в нашем понимании) получила в середине XIX века. Классиками этого направления общепризнанны Брэм Стокер, Алан Эдгар По, и Х.П. Лавкрафт. (Лично я сюда бы отнес и поэтов романтическо-декадентской направленности, которых не относят ни к жанру готического романа, ни, тем более, к жанру хоррора,- это Йетс, Бодлер и Суинберн. (Бодлера, наверное, стоит подчеркнуть отдельно)). Говоря о неоготике в литературе прежде всего стоит упомянуть замечательного автора начала XX века Густава Майринка. Среди современной готической новеллистики стоит запомнить имена Энн Райс и Константин Сторм. Это не лекция по литературе и если вам интересно знать, что читают готы, то на это просто ответить. Они читают все – постмодернистов (куда же без них), экзистенциалистов, экспрессионистов, психологические романы, работы по эзотерике, психоанализу, программированию, практическую литературу по разведению грибов, рыбок и рептилий в домашних условиях, историческую там всякую литературу и т.д.7. GOTHIC CINEMAГотический кинематограф славится работами немецких экспрессионистов, в том числе черно-белым фильмом начала ХХ века – Nosferatu и The Cabinet of Dr. Caligari (некоторые считают его самым готическим фильмом). Культовое значение для гот-культуры приобрела американская экранизация Дракулы 30-х годов с Bela Lugosi в главной роли, воспетого позже в знаменитом произведении Bauhaus. Поскольку ХХ век это век кинематографа, то количество фильмов , которые могли бы быть названы готическими постоянно растет. Да и само явление кинематографа заслуживает отдельного F.A.Q.. Тем не менее, стоит кратко упомянуть, что в среду готического кино попадают чуть ли не все фильмы о вампирах. И это не обязательно хоррор, к примеру \\\” Интервью с Вампиром\\\” – фильм где прежде всего выделен психологизм и остро обозначена проблема человеческого отчуждения. Относительно же хоррора можно добавить, что наиболее популярны хоррор-фильмы 70-х годов (итальянских режиссеров Лючио Фулчи и Дарио Ардженто, к примеру). Стоит упомянуть и про фильмы об эпохе средневековья \\\”Седьмая Печать\\\”. К фильмам, которые называют \\\”готикой\\\” часто относят картины с мистическим или депрессивным содержанием.